четверг, 5 марта 2015 г.

"В этом южном городе" - кодекс чести

Моя статья для февральского/2015 выпуска Intibah Magazine

Вам знакомы новеллы Проспера Мериме о неукротимом нраве южных народов, об их кодексе чести? Перечитывая рассказ Рустама Ибрагимбекова «На 9 хребтовой» и пересматривая фильм «В этом южном городе» («Bir cənub şəhərində») 1969 года, снятый по его мотивам, мне вспомнился именно Мериме.
Почему этот фильм нужно смотреть, а рассказ обязательно прочитать?
Наверное, о нравах, царящих в некоторых частях нашего города Баку, известно всем жителям. И да, есть вещи, которые не меняются. Я уверена, что даже сейчас, заглянув на одну из таких «хребтовых», мы увидим то, что видел Ибрагимбеков много лет назад: узкие улочки, многовековые устои, понятие чести и долга, от которого – не отвертишься.
Сценарист Рустам Ибрагимбеков


«Ты вот считаешь их бандитами, а они просто чуть больше похожи на наших дедов, чем мы с тобой. Только и всего» (реплика Джахангира)
Эта история — о том, что иногда проще убить и пойти в тюрьму, чем пережить позор.
Джахангир (Хаджимурад Егизаров) – сын прокурора, современный, прогрессивный юноша. К нему с работы часто приходят коллеги-девушки в гости. Все соседи осуждают его поведение и настойчиво просят перестать.
Мурад Эйвазов (Гасан Мамедов) – сосед Джахангира, добродушный, трудолюбивый молодой человек, у которого, увы, не было возможности получить образование.
Тофик (Эльданиз Зейналов) – сын героя Второй Мировой, тунеядец и бездельник, и мне лично, с первых минут стало заметно его лицемерие. Помолвлен с сестрой Мурада, Солмаз, которой противен.
Мне кажется, любой фильм интереснее, если в нем присутствуют интересные женские образы:
Жена безразличного и пугающе спокойного полицейского Мустафы (который, кстати, ко всему прочему, панически боится вида крови): она кричит на него при всех соседях и зовет домой, чуть не сорвав голос.
Мать Мурада: ее причитания по поводу того, что сын не хочет жениться, а потом по поводу того, что он хотел выбрать «неправильную» девушку, вызывают невольную улыбку.
Рена, коллега Джахангира, которая периодически приходит к нему в гости (и становится объектом осуждения на 9 хребтовой): современная, она не в состоянии понять «кодекс чести» тех, с кем по соседству живет Джахангир.
Для газеты, в которой работает Рена, ей нужно взять интервью о Мураде, расспросить его о работе нефтяника. Параллельно с этим Мурад отправляет Тофика на открытие памятника его отцу в Россию, но Тофик возвращается, выставив друга в неприятном свете. Что выберет Мурад, и сможет ли он жениться на девушке, которая «встречалась с кем-то до него»?
Зритель до последнего остается в напряжении, переживая за судьбу Мурада Эйвазова – хорошего простого парня, который не может отказаться от своих взглядов и «увертеться» от общественного мнения.
Любопытно, что этот фильм – первая большая работа режиссера Эльдара Кулиева, который в последствии снял знаменитые исторические фильмы «Низами» и «Бабек».
Фильм считается также новаторством в азербайджанском кинематографе – это первая трагикомедия, в которой остро ставятся морально-нравственные вопросы.
Стоит ли говорить, что они актуальны и по сей день?
Я думаю, что желающим познакомиться с этой историей, стоит вначале прочитать рассказ – он более подробен, в нем рассказывается и о других жителях хребтовой, таких как сумасшедший Мишоппа, бывший таксист, или Гасан, который провоцировал на драку мужчин из городка Шалгам, а затем перейти к просмотру фильма. Уверена, что эта история заставит каждого задуматься: как часто мы поступаем правильно, и что такое наше объективное «правильно» в той или иной ситуации?

Комментариев нет:

Отправить комментарий